В этой статье мы рассмотрим возможности заключения договора франшизы с компаниями в сфере общественного питания. Данная отрасль отличается популярностью и имеет свои особенности. Важно правильно подойти к выбору франчайзера, так как не всегда деятельность франшизы организована эффективно и способна принести хорошую прибыль.

Выбор вида деятельности в сфере общественного питания очень обширен, так как здесь есть возможность стать владельцем различных заведений от точек быстрого питания до ресторанов. Но, несмотря на большое количество предложений, условия для различных франшиз могут разительно отличаться. Из этого следует, что важно понимать цель обращения к правообладателю и возможную выгоду от этого. Наиболее часто франчайзеры заинтересованы в развитии своего бизнеса в регионах и поэтому заключают договор коммерческой концессии с теми, кто может способствовать им в продвижении бренда далеко от места работы основной компании.

Очевидно, что имеются разные типы франшиз в сфере питания от самых богатых и популярных типа KFC, McDonald’s, BurgerKing до тех, чьё имя малоизвестно и еще пока не привлекает большое количество клиентов. Соответственно, и предлагают они разные условия по размеру клиентской базы, опыту работы и доле, занимаемой на рынке. Но преимуществом малоизвестных компаний является малый паушальный взнос и возможность большей поддержки в организации бизнеса.

Среди того, что предлагает франчайзер предпринимателю, который хочет купить франшизу, главным является, конечно же, имя бренда. Часто оно не нуждается в рекламе, и ожидается большой приток клиентов сразу же после открытия нового кафе или точки фаст-фуда. Но подобные плюсы требуют соответствующей платы: необходим дополнительный взнос за общую рекламную компанию, собираемый со всех франчайзи. При этом всей маркетинговой компанией занимается франчайзер.

Всё это значит, что при любой оплошности, допущенной франчайзером, страдать будет именно франчайзи, ведь он не имеет права вмешиваться и делать рекламу именно своей торговой точки. При этом, в более мелких компаниях, что предлагают франшизы, есть больше свободы и самостоятельности, а значит, предприниматель сам может выбрать выгодную стратегию, правда, согласовав её с владельцем компании.

Разные по типам франшизы предъявляют и разные требования. Так, если рассматривать параметры помещения, которые необходимы для открытия заведения, то они зависят от типа обслуживания клиентов. Там, где еда готовится на вынос, размеры помещений могут быть меньше, чем там, где посетители едят на месте. Далее, поставщики оборудования и продуктов питания либо выбираются франчайзером, либо их список согласуется с франчайзером. Последний оценивает выбранных поставщиков и может запретить сотрудничать с теми, кто не соответствует требованиям.

Какие важные условия должен соблюдать франчайзи при оснащении собственной точки франшизы? Здесь опять же многое зависит от репутации и имени компании. Есть определенные элементарные условия, как соблюдение цветовой гаммы или использования названия торговой марки. Но все компании в сфере общественного питания требуют соблюдения и более мелких условий, касающихся оформления помещений и даже размеров столов. Они же и поставляют необходимое оборудование и атрибуты, но при этом могут заставлять франчайзи устанавливать дорогую мебель, отказываясь от более дешёвой. Следовательно, величина первоначальных взносов при покупке франшизы возрастает и может составлять несколько миллионов рублей, даже при открытии небольшой торговой точки.

На этом примере видно, как стеснен в своих действиях франчайзи и как он обязан следовать указаниям правообладателя. Среди дополнительных условий следует еще отметить, что для сферы общественного питания важно количество потенциальных клиентов в окрестности нового места открытия франшизы: франчайзер может отказать в продаже права пользоваться брендом в районе или городе с малым количеством жителей. Причем убедить франчайзера очень сложно, так как обычно существует специальный контракт, где прописаны такие вещи, и уступки не предусмотрены.

Хороший контраст можно увидеть, сравнив такие известные франшизы как McDonalds’ и Subway. Первая из них за всё время своей деятельности в России так и не заключила ни с кем официальный договор коммерческой концессии. Вторая же готова сотрудничать со всеми, кто подходит под их требования. Как было сказано ранее, выбор в данной отрасли достаточно широк и условия заключения контрактов тоже разнятся: что-то можно делать по-своему, важно лишь не запятнать имя бренда и не испортить репутацию франчайзера.

Перейдём теперь к другой стороне отношений между франчайзером и франчайзи. Отличительной особенностью компаний, открывающих франшизу, является наличие своей проверенной и работающей бизнес-модели. Таким образом, при покупке франшизы новичок в бизнесе может рассчитывать на поддержку и помощь при обустройстве своего дела. Но за такую возможность нужно нести и ответственность: франчайзер должен быть уверен, что его не обманут. Для этого в договоре франчайзинга прописываются временные рамки, в которых франчайзи обязуется минимально проработать под именем бренда, размеры штрафа за нарушение этого пункта и отказ от ведения похожей деятельности при самовольном выходе из бизнеса.

На практике же поддержка может оказаться чисто формальной – пункты договора выполнены, информация и опытные менеджеры предоставлены, а эффекта никакого. Или, например, бизнес-модель требует некоторых изменений в связи со спецификой региона, а договор франшизы не позволяет франчайзи действовать для своей выгоды, при этом, помощь со стороны франчайзера безрезультатна.

Обучение персонала тоже входит в обязанности франчайзера, он должен контролировать этот процесс и помогать. Следует иметь в виду, что чем меньше компания, тем меньше у неё может быть понимания ведения бизнеса, но зато она может прислушиваться к встречным предложениям от франчайзи. Напротив, уверенность в себе крупных компаний настолько высока, что идеи покупателей прав на франшизу их не интересуют.

Но всё-таки между партнерами по франшизе должно быть сотрудничество и взаимопонимание. Франчайзер не только обязан решать глобальные и важные вопросы, но также ему следует и воспринимать мнение более осведомленного в местных вопросах франчайзи. Например, при выходе в новые регионы, такие как ближний восток, необходимо разрабатывать новые стратегии в связи с особенностями питания местных жителей. В этом случае тесное общение между сторонами принесёт много пользы. Хорошие результаты франчайзи на рынке, повышение рентабельности бизнеса и большая прибыль – всё это может послужить поводом высшему руководству франшизы прислушаться к предложениям франчайзи по поводу улучшения и развития бизнеса.

Формат работы в сфере общественного питания может быть различным: киоск с едой на вынос, кафе самообслуживания, ресторан с хорошим сервисом. Франчайзер может предложить предпринимателю выбор того формата, в котором бы он хотел работать. Но так бывает на всегда, и если формат невыгоден, не приносит прибыль, то и сотрудничать по нему правообладатель не будет. Как уже можно было понять, франшизы редко внедряют и пробуют что-то новое, всё-таки большая ставка делается на уже работающие формулы и методы.

Все виды выплат, такие как паушальный взнос, лицензионные выплаты и рекламные отчисления имеют сходный размер для разных форматов деятельности. Главное отличие составляют инвестиции для открытия заведения. Конечно, и уровень франшизы очень много значит: небольшие региональные компании могут продать право пользования брендом за несколько десятков тысяч рублей, сто тысяч долларов – типичная цифра для крупных франчайзеров.

Таким образом, если бюджет для покупки франшизы достаточно велик, стоит купить бренд крупной компании, инвестиции в который обязательно окупятся. При небольшом объеме средств полезнее обратить внимание не на известность бренда, а на интересную идею. Такие идеи могут быть ориентированы на клиентов особого рода, специальные категории потребителей или особенности местного рынка.

Есть также возможность установить сотрудничество с иностранными предпринимателями, тем более сейчас мало желающих это делать и можно проявить себя на этом поприще. В конце концов, каждый сам должен решить для себя, какие плюсы и минусы несёт в себе владение правом франшизы. Если минусы перевешивают, то есть основания задуматься о собственном деле и перспективе стать франчайзером.