Не всегда отношения между владельцем и пользователем франшизы завершаются хорошо. Либо франчайзи выходит из франшизы, либо франчайзер прекращает договор франшизы, либо отказывает его продлевать. Но если доходит до такого, то это значит, что обе стороны вложили много средств в сотрудничество, и чтобы вернуть или компенсировать их они пойдут на многое, вплоть до судебных разбирательств.

Какие же претензии могут иметь франчайзер и франчайзи после того, как их отношения окончательно испортились? Прежде всего, это иски о мошенничестве или претензия покупателя франшизы о посягательстве на собственность со стороны франчайзера, обоснованная, например, когда франчайзер начинает размещать рядом иные или те же франшизы для снижения конкурентоспособности. Правообладатель же в свою очередь, чаще всего подает иск о возмещении неустоек или потерянных будущих сборов и выплат со стороны франчайзи.

Франшизы и мошенничество

Франчайзи может подать иск о нарушении контракта, заключенного с обладателем франшизы, если последний не обеспечил получения обещанных выгод от покупки права пользования франшизой. Так, недостоверные сведения о наличии собственной уникальной системы ведения бизнеса, или о том, что эта система доказала свою состоятельность, хотя на самом деле нет, приводят к потере доверия к франчайзеру. Отсутствие обещанной поддержки и обучения персонала, а также несоответствующий заявленному размер прибыли также служат поводом к подаче иска.

Иск о посягательстве

Если франчайзер размещает торговые точки других пользователей франшиз необоснованно близко к какому-то конкретному франчайзи, либо продаёт через интернет свои товары на его территории, то это считается посягательством на бизнес покупателя франшизы. Содержание иска о грабительском вторжении зависит в большей мере от того, какие из оговоренных в договоре прав франчайзи нарушены.

Также, франшизополучателю стоит следить за соблюдением всех формальностей по регистрации и её обновлению со стороны владельца франшизы: нарушения могут послужить поводом к подаче исков.

Выплата неустойки франчайзеру

Основные претензии со стороны владельца франшизы состоят в требовании выплатить положенные по договору франчайзинга неустойки или восполнить те лицензионные сборы и выплаты, которые франчайзи полагалось выплатить до конца действия договора.

В законодательстве нет строго установленного порядка возмещения ущерба франчайзеру. В основном, всё определяется положениями соглашения о франшизе и расчет размера неустойки производится примерно исходя из оценки убытков, понесенных правообладателем.
В некоторых случаях, франчайзер может внести пункт о неконкуренции в договор коммерческой концессии.