Если разобрать юридическую литературу, то некоторые авторы в основном выделают два вида франшиз: динамичную и временную. Динамичная характерна тем, что в ней, в зависимости от причиненного ущерба, по договору страхования изменяется характер того или иного действия, а вот временная предусматривает высвобождение страховщика из под ответственности за его действия или бездействие при условии их совершения в обусловленный срок. Редакция “РК” не согласна с такой классификацией, так как она имеет достаточно много пробелов и практическое применение обычно усложняется другими факторами. К вышеназванным иногда добавляют палетную франшизу, используемую для страхования товаров, грузов.

Основным актом, который ответит на вопрос: “какие есть виды франшизы?” является специальный закон, связанный с организацией страхового дела (далее – ЗОСД). В пункте 9 статьи 10 ЗОСД прямо установлено, что всего видов франшиз два, то есть она может быть:

  • условной;
  • или безусловной

Что касается условной, то, если размер убытков меньше, чем сама франшиза, то страховщик будет освобожден от выплат и ровно наоборот, а безусловная характеризуется определением разницы между двумя переменными: размером франшизы и убытков.

Виды франшиз

1. Товарный франчайзинг

Этот вид деятельности подразумевает реализацию готовой продукции. Здесь всё достаточно просто: франчайзер производит товар, а франчайзи покупает право на её продажу на определенной территории. Самое важное при таком виде франчайзинга, это наличие торговой марки на производимых и реализуемых товарах. В случае отсутствия торговой марки, франчайзинг не относится к этому виду.

2. Производственный, или промышленный, франчайзинг

Здесь отношения между сторонами складываются сложнее, чем в торговом франчайзинге. Теперь уже франчайзи должен заниматься не только сбытом товаров, но и их производством. При покупке франшизы он получает от франчайзера право использовать ноу-хау, то есть описание технологии, и право производить товар под торговым знаком франшизы, используя сырье и материалы, поставляемые франчайзером. Снова, как и для предыдущего типа франчайзинга, эти права ограничены определенной территорией. К сожалению, в России производственный франчайзинг не слишком распространен из-за сложностей производственной отрасли и необходимости больших инвестиций на старте.

Строго говоря, предприятия франчайзи включаются в цикл деятельности по производству уникального товара или использованию производственного секрета франчайзера. Всё это налагает больше ответственности и требований ко всем этапам производственного процесса от контроля над качеством продукции до составления отчётности. Примерами производственного франчайзинга являются разливочные и упаковочные заводы по производству безалкогольных напитков в разных регионах.

3. Франшиза на определенный вид деятельности

Этот вид франчайзинга заключается в полном копировании бизнес-модели. Франчайзи, покупая франшизу, получает лицензию на открытие собственного предприятия и лицензию на определенный вид деятельности. Главные черты этого вида франчайзинга – это, как уже неоднократно упоминалось, ограничение территории для ведения бизнеса, использование торговой марки и строгое следование определенной, проверенной и отработанной франчайзером модели бизнеса.